МБУ ДО г.о. Самара "СДЮСШОР №14
Вторник, 23.01.2018, 13:12
Меню сайта
Категории раздела
Полезные статьи [7]
Наш опрос
Какой результат хотите получить от занятий выбранным видом спорта?
Всего ответов: 246
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Полезные статьи

Особенности личности тренера

Особенности личности тренера

И.П. Плетнева

Личность тренера и его роль в спортивном коллективе.

Успех спортивной команды во многом обусловлен стилем руководства со стороны тренера. Широта взглядов, уровень знаний, навыков, умений, авторитет, любовь к своему виду спорта и воспитание настойчивости, умения сплотить дружный коллектив, разобраться в психологии спортсмена, решительность, требовательность, самокритичность, принципиальность — вот неполный перечень качеств, какими должен обладать тренер-педагог.

Авторитет тренера неотделим от всей его деятельности, знаний теории и практики спорта, высокой требовательности и т. п. Полноценные взаимоотношения между тренером и командой строятся на обоюдном уважении, доверии и дружбе, При решении всех вопросов, касающихся команды и ее членов, между тренером и спортсменами необходим тесный контакт. Однако при окончательном решении той или иной проблемы основная роль принадлежит тренеру. Хороший тренер всегда требователен и принципиален в первую очередь к самому себе, самокритично относится ко всей своей работе. Он должен быть новатором, уметь видеть все передовое в методике, тактике, технике, чтобы не копировать, а творчески, применять их в работе.

Выбор тренера — один из очень важных вопросов в создании дружного, сплоченного спортивного коллектива. При решении этого вопроса большую роль играют организаторские способности тренера. Человек, не обладающий, ими, даже если он большой знаток своего дела, не сможет стать тренером.

Особенно важно, чтобы тренер наряду со своими специальными знаниями и способностями был хорошо эрудирован в вопросах психологии личности и спортивной деятельности, обладал бы не только теоретическими знаниями в этой важной для его профессии области, но и умел вникать в психологию руководимых им спортсменов, всего спортивного коллектива. Степень эффективности руководства тренера зависит от умения оценить особенности психических состояний каждого спортсмена при его взаимодействии с партнером и противником, умения своевременно и правильно устранить причины, ведущие к неудачам или конфликтам.

Успешность коллективной деятельности спортивной команды во многом зависит как от характера сложившихся взаимоотношений между тренером и членами коллектива, так и от стиля и формы его руководства. Необходимым условием эффективности спортивной деятельности, высокой сплоченности команды является демократический тип управления и организации со стороны тренера. Авторитарное управление командой, когда вопросы выбора стратегии и тактики командных действий, организационные и методические вопросы решаются тренером без учета мнения команды, не только не обеспечивает сплоченности коллектива, но и приводят к ухудшению спортивной результативности.

Большое значение в работе тренера имеет сдержанность во внешнем проявлении собственных эмоциональных состояний и переживаний астенического характера. Во время соревнований спортсмен особенно восприимчив ко всем внешним влияниям, и вид удрученного тренера -способен вызвать совсем нежелательные реакции членов команды, участников состязаний и др.

Всем своим внешним видом, формами общения со спортсменами тренер должен поддерживать их уверенность в своих силах и волю к победе. Это важное требование предполагает наличие у тренера способности управлять своими собственными эмоциональными состояниями в целях оказания должного психологического воздействия на спортивный коллектив.

Литература:

1. П.А. Рудика “Психология”, Москва, ФиС, 1974.

2. Р.С. Немов “Психология”, кн. 2, Москва, 1995,

3. Т.Т. Джангаров “Психология физкультуры и спорта”, Москва, 1979.

Лекция 2. Способности и проблемы отбора в спорте

И.П. Плетнева

В современной психологии и на протяжении всей историй её развития можно встретить разные определения понятия “Способности”:

1. Способности- свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психологических процессов и состояний. Это - наиболее широкое и старое определения способностей.

2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было распространено в психологии XVIII- XIX веков.

Способности- это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким из всех трёх (автор Б.М. Теплов).

Таким образом, под способностями понимаются устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности. Есть, например, способности, от которых зависят успехи в обучении. Они определяются скоростью и качеством приобретаемых человеком знаний, умений, навыков. Есть также музыкальные, художественно- изобразительные, литературные, лингвистические, математические, организаторские и множество других способностей.

Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов деятельности, в которые включаются люди. Кроме разделения способностей по видам деятельности в которых они проявляются, способности принято делить на общие и специальные.

Общими называются такие способности, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним, например, относится уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения и работоспособность.

Специальные- это способности к определённым видам деятельности: музыкальные, изобразительные, лингвистические, спортивные и другие.

Кроме способностей существует понятие задатки. Задатки- это качества, благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности. Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны, но задатки это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно появятся хорошие способности. Люди отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения и воспитания у одних людей способности быстрее развиваются, достигают в конечном счете более высокого уровня, чем у других.

Основные отличия задатков от способностей в следующем. Задатки даны (заданы -отсюда и название) человеку с рождения или возникают благодаря естественному развитию организма. Способности приобретаются в результате обучения. Для того, чтобы иметь задатки, человеку не нужно принимать со своей стороны никаких усилий. Задатки не “требуют”, чтобы человек активно включался в те виды деятельности, с которыми эти задатки функционально связаны. Способности без активного участия человека в тех видах деятельности, к которым они относятся, не формируются.

Задатки, как и способности могут быть различными. Есть задатки, которые связаны с общими и специальными способностями, центральные и периферические, сенсорные и двигательные.

К общим задаткам относятся те, которые касаются строения и функционирования организма человека в целом или его отдельных подсистем: нервной, эндокринной, сердечно- сосудистой, желудочной. К специальным относятся задатки, соотносимые с работой отделов коры головного мозга: информационного (зрительного, слухового, двигательного, обонятельного, осязательного и других) и мотивационного (сила и специфика эмоциональных процессов и потребностей организма). Центральные задатки касаются анатомо- физиологического строения ЦНС и внутренних органов человека. Периферические задатки связаны с работой периферических отделов органов чувств.

Сенсорные задатки характеризуют процессы восприятия и переработки человеком информации, воспринимаемой при помощи различных органов чувств, а двигательные относятся к работе мышечного аппарата и управляющих им отделов ЦНС.

На протяжении многих лет психологии вели дискуссию о природе человеческих способностей. Правильное понимание сущности способностей человека предполагает выяснение отношения к мозгу- субстрату всех психологических процессов, состояний, качеств и особенностей. Как и все индивидуально- психологические особенности личности, способности не приобретаются человеком в готовом виде, как нечто данное ему от природы, врожденное, а формируются в жизни и деятельности.

На свет человек появляется без психологических свойств, а лишь с общей возможностью их приобретения. Только в результате их взаимодействия с действительностью и активной деятельности человеческий мозг начинает сражать окружающий мир, обнаруживая свои индивидуально- психологические качества и особенности (в том числе и способности). В таком смысле и следует понимать принятое в научной психологии положение, что способности не являются врожденными.

Чтобы задатки превратились в ярко- выраженные способности, необходимо с детства создавать условия для их формирования: занятие детей техническим, научным и художественным творчеством, многоплановость деятельности ребенка, широта и разнообразие сфер его общения.

Организуя детскую деятельность, формирующую и развивающую способность детей, необходимо соблюдать психологические требования:

создание положительного эмоционального настроения, поддерживающего интерес ребёнка к данному виду деятельности; творческий характер деятельности; оптимальный уровень трудности выполняемой деятельности.

Литература:

1. Попов А.Л. Спортивная психология. Учебное пособие для физкультурных вузов. Московский психолого-социальный институт. Издат. “Флинта”, 1999.

2. Немов Р.С. Психология. Книга 1.- М., “Просвещение”,2002.

Лекция 3.Предстартовые и постсоревновательные психические эмоциональные состояния

И.П. Плетнева

Управление подготовкой спортсменов требует учета не только соревновательных переживаний и состояний, но и тех некоторых предшествующих соревнованиям и следуют за успехами или неудачами в спортивной борьбе. Практика психологической подготовки убедительно показывает, что многие успехи и поражения могут быть объяснены с позиций необходимых воздействий тренеров и самих спортсменов на эмоциональные состояния перед стартом. Вряд ли можно сбрасывать со счетов особенности психических состояний спортсменов и команд после соревнований, ибо на психику глубоко воздействуют оценки проделанной работы. Различают следующие типы предстартовых состояний:

- стартовая лихорадка, характеризующаяся волнением, частичной дезорганизацией поведения, беспричинным оживлением, быстрой сменой эмоциональных состояний, неустойчивостью внимания, несобранностью, ошибками, обусловленными ослаблениями процессов памяти (запоминания, сохранения , узнавания, воспроизведения, забывания). Наблюдается учащение сердцебиение, поверхостное дыхание, повышенный тремор;

- стартовая апатия обусловлена течением нервных процессов нервных процессов противоположных тому, которое вызывает стартовую лихорадку: тормозные процессы в нервной системе усиливаются, чаще всего под воздействием сильного утомления или перетренировки. Наблюдается некоторая сонливость, вялость движений, снижается общая активность и желание соревноваться, притупляются восприятие, внимание, однако у некоторых спортсменов через час или два, постепенно, по мере приближения времени старта, состояние апатии переходит в оптимальное соревновательное состояние. У стартовой лихорадки есть особая разновидность – самоуспокоенность, которая возникает в тех случаях, когда спортсмен уверен в своей победе, низко оценивает возможности своих противников. Опасность такого состояния заключается в пониженном внимании неспособности к мобилизации при неожиданных изменениях;

- боевая готовность связана с оптимальным отношением к динамике возбудительных и тормозных процессов в нервной системе, их уравновешенностью и оптимальной подвижностью. Признаками такого состояния служат: сосредоточенность внимания на предстоящем соревновании способность мыслить, действенность и стенический характер эмоций, оптимальный уровень тревожности, безграничной верой возможности победы.

Постсоревновательные эмоциональные состояния в значительной мере зависят от исхода соревнования:

- состояние реабилитации, т.е. восстановления, у спортсмена появляется желание соревноваться и улучшать свои результаты;

- состояние пассивности – спортсмен ничего не хочет делать, порой теряет активность, аппетит, нет желания в дальнейшем заниматься спортивной деятельностью, выступать на соревнованиях;

- состояние, которое называется “пик формы”, проявляется у спортсменов в тех случаях, когда после неудачного выступления на соревнованиях, спортсмены показывают высокие спортивные результаты. Это происходит через семь – десять дней после окончания соревнований. Как показали результаты социально-психологических исследований, две третьих рекордов поставлены именно в это время.

Литература:

1. Попов А.Л. Спортивная психология. Учебное пособие для физкультурных вузов. – М., Московский психолого-социальный институт, изд. “Флинта”, 1999.

2. Психология. Учебник для ИФК. /под ред. В.М.Мельникова/, М.: ФиС, 1987.

3. Мартенс Р. Социальная психология и спорт. – М.: ФиС, 1979.

Лекция 4.Средства психологической подготовки спортсмена

И.П. Плетнева

В качестве средств психологической подготовки спортсмена чаще всего используются: формирование мировоззрения, внушение и самовнушение, подготовка и участие в деятельности, контроль и самоконтроль, а также возможности физиотерапии, психофармакологии и электростимуляции.

Формирование мировоззрения. Наиболее и одновременно сложной проблемой являются формирование мотивов спортивной деятельности, в том числе мировоззрения как наиболее стойкого мотива. Осуществляется это посредством становления и развития современных взглядов на культурно- исторические корни спорта вообще и избранного вида спорта в частности, выработки определяющих принципов спортивной тренировки в избранном виде спорта и их взаимосвязи с условиями и деятельности вне спорта, а также формирования собственных принципов и взглядов спортсмена, команды и тренера по всем вопросам совместной деятельности.

Внушение и самовнушение. У квалифицированных спортсменов как правило имеется емкий арсенал резерв, связанных с использованием гипнотических возможностей психики.

С помощью гипнотизера (внушение) или самоприказов, особом состояний самовнушения, спортсмен добивается необходимых изменений в состоянии психики. Чаще всего внушение или самовнушение используются для достижения необходимых состояний: сна перед ответственным стартом, отдыхом в промежутках между попытками, акцентирование собственных достоинств и недостатков противника, приведение себя в оптимальное предстартовое, предтренировочное или предсоревновательное состояние. Внушение и самовнушение обычно проводятся по форме гетеротренинга – с помощью гипнотизера, аутотренинга – психорегулирующая тренировка, идеомоторная тренировка, в форме сюжетных представлений – конкретного соперника, места проведения будущих соревнований, действий судьи, “репортажа” в полусне, где тренер ведет условный репортаж с соревнований.

Следует отметить, что не все спортсмены в равной мере являются гипнотически одаренными, поэтому использование средств внушения и самовнушения должно быть строго индивидуализировано.

Подготовка участием в деятельности. Это наиболее распространенная, но не всегда точно учитываемое средство психологической подготовки спортсменов и команд. Сложность его состоит в том, что любое действие спортсмена так или иначе связано с динамикой спортивной формы, с приобретением или утратой спортивных качеств, навыков и всегда сопряжено с психическими процессами, с развитием личности, с формированием отношения к тренировочным и соревновательным нагрузкам, с реализацией достигнутого уровня развития, в том числе и психического.

Контроль и самоконтроль. В спортивно практике значительное место уделяется получению информации о параметрах и результатах действий, в том числе и по ходу их выполнения. Это специально организованное наблюдение или самонаблюдение является частным случаем исследовательской деятельности тренера и спортсмена, предметом их педагогического общения. Психическое развитие достигается в результате контроля и самоконтроля, выражается в более высокой осознанности действий, в двигательной и поведенческой культуре.

Физиотерапевтические, аппаратные и психофармакологические средства. Эти средства чаще всего используются для коррекции психических состояний и в специальную группу выделяются лишь связи с необходимостью для их применения особого оборудования, приборов и аппаратов. Достаточно широко используются эти средства в спорте высших достижений и в меньшей мере – в работе с юными спортсменами. Ими весьма эффективно достигаются цели снятия психического напряжения, снижения болезненных ощущений в опорно-двигательном аппарате, улучшения настроения повышения адаптационных возможностей организма по отношению к нагрузкам и решаются некоторые более специфические проблемы психологической подготовки К числу указанных средств относятся: сауна, массаж, гидромассаж, электромассаж, бассейн, функциональная музыка, аппараты электроанальгезии и электронаркоза, психотропные фармакологические средства.

Литература:

1. Попов А.Л. Спортивная психология. Учебное пособие для физкультурных вузов. – М.: Московский психолого-социальный институт. Изд. “Флинта”, 1999.

2. Психология /Под ред. В.М.Мельникова – М.: ФиС, 1987.

3. Пилоян Р.А.Мотивация спортивной деятельности. – М.: ФиС, 1987.

Лекция 5. Психологические особенности деятельности тренера

И.П. Плетнева

Главную роль в обеспечении психологического поведения и деятельности спортсмена на различных этапах соревнований играет его тренер. Задача тренера в условиях нашего общества - это не только спортивные достижения спортсмена, но и воспитание всесторонне развитого, образованного человека, способного к использованию культурного достояния общества и саморазвитию.

Реализация этой задачи требует разрешения главного противоречия, лежащего в основе духовного развития человека, противоречия между необходимостью усвоить спортивный опыт и знания предшествующих поколений, созданную ими культуру, научится строить на их основе профессиональную деятельность и поведение, с одной стороны, и необходимостью их постоянно совершенствовать и, следовательно, не разрушать и отбрасывать, а обогащать и развивать - с другой.

В деятельности тренера это противоречие реализуется в двух его функциях.

Во - первых, он должен передать подрастающему поколению накопленную человечеством культуру в виде определенных знаний, навыков, привычек, умений в области физической культуры и спорта. Иначе говоря, добиться правильного поведения спортсмена и совершенствования его спортивных результатов.

Во - вторых, он не должен при этом лишить спортсмена его собственного индивидуального своеобразия. Более того, он постоянно на него опирается и развивает. Это означает, что тренер не может быть диктатором, навязывающим спортсмену имеющиеся нормы, не должен выступать инструментом подавляющей системы воздействия на формирования личности.

В основе современного обучения и воспитания лежит гуманистическая педагогика, включающая инновационные методы технологии передачи знаний, педагогику сотрудничества и психологию ценностного общества. При таком подходе личность рассматривают как уникальную целостную систему, способную к общению с другими личностями.

Тренер - спортсмен.

Быть спортсменом очень тяжело. Наполненный энергией, высвобожденной в физиологических сдвигах кубертата, одержимый возникшей потребностью в независимости, полный ожиданий будущих успехов в большой жизни, спортсмен проходит через тяжкие испытания в поисках собственного пути в новом для него спортивном мире. А если учесть при этом, что проторенных путей не бывает, можно легко понять то любопытство и ту тревогу, которые вызывают подростки у тренеров

Мы должны разобраться в одном важном вопросе, сложном и для тренеров, и для спортсменов. Тренерам необходимо создавать условия для раскрытия и развития личности в спорте, и делать это надо заботливо, учитывая психофизиологические особенности спортсмена. Тренеры должны понимать и внезапные перемены настроения спортсмена, и странные на первый взгляд увлечения, и эксцентричное поведение, и новый лексикон, и порой заведомо неудачное начинания.

Спортивные клубы, стадион, зал - самые подходящие места для манипуляции поведением спортсмена, и одна из основных причин постигающих тренеров неудач в том, что администраторы спортивных учреждений, прежде всего, настаивают на поддержании дисциплины. А контроль над другими, как мы уже знаем, низводит человеческие существа до положения вещей. И любые молодые спортсмены, родившиеся с нормальным запасом человеческих чувств, превращаются в элементы набора “спортсменов” спортивной школы.

Как только молодых спортсменов начинают усреднять, загонять в определенные рамки и навязывать им жесткие правила, они немедленно начинают протестовать Дети вообще склонны противостоять контролю, а на тренировках в зале – особенно.

Многие из нас помнят таких “неподдающихся” - бунтарей, головорезов, непослушных со времен нашего детства. Как правило, они - то и запоминаются на всю жизнь. Мы даже помним их имена, а попробуйте-ка вспомнить имена какого-нибудь тихого, послушного воспитанника? Мы помним также их приемы, с помощью которых они пытались противостоять бесконечному контролю. Помним мы и приемы тренеров, с помощью которых они наводили порядки на тренировках и воздействовали на возмутителей спокойствия: пристальный взгляд, резкое замечание, наказание, угрозы вызвать родителей, изоляция (выгнать из спортивной школы, на время отстранить от тренировок и т.д.).

Все эти приемы негативны и носят приказной характер. Они направлены на насаждение конформизма, а отнюдь не творчества. Нельзя лишать подопечных эмоций. Они не должны чувствовать себя объектом воспитания. Общаясь -воспитываем, воспитывая - общаемся.

Молодые спортсмены, взрослея, вправе ожидать от тренеров мудрых советов, при этом необходимо взаимное доверие. Они не будут доверять тем старшим, которые неискренни с ними. Честность и искренность ценятся больше всего. Тренеры не должны переступать определенные границы в отношениях со спортсменами. Каждый должен знать свое место. И все должны уважать общепринятые нормы человеческого общения.

Стереотипы педагогического общения.

В общении очень мало нормативов, если это не этикет. Правила строятся в процессе общения в зависимости от партнера. В позиции казаться, а не быть самим собой привык жить педагог. Демонстративное поведение, показное - это не то, что должен демонстрировать тренер. При таком поведении идет погружение в ложь: я себя переборю, но сделаю так, как надо. Чтобы выработать правильное поведение со своими подопечными, тренер должен быть готов к открытому общению, делится своим внутренним миром, своим состоянием - вот что привлекает молодых спортсменов и располагает к открытому общению.

Формулы, которыми должен руководствоваться тренер:

тренер не всегда прав; агрессивный путь добывания уважения - ошибочен. Надо учится пристраиваться к партнеру с верху. Спортсмен ждет репрессий, а надо поступить по - другому. Агрессивная манера тренера вызывает агрессию (или депрессию) спортсмена - это проигрышный путь; поступайте со спортсменами так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами; надо быть открытым, чтобы не дать волю нагнетающей атмосфере, надо обязательно, прояснять, отношения; не, надо культивировать похожесть на себя; не осуждайте инокость, восторгайтесь ею; избегайте насильственного обращения в собственную веру. Ты прав и я прав - это нормально; пытайтесь увидеть в каждом ребенке все самое хорошее, что есть вообще в человеке.

Грамотность тренера в вопросах общения заключается в том, что он отдает отчет своему репертуару. В этом случае он берет на себя инициативу в продуцировании того поведения, которого он ждет от молодого спортсмена. В основе общения должна лежать психология. Ведь вся наша есть не что иное, как общение. В Америке дети пишут сочинения на тему “Я лучший спортсмен в школе”, где каждый ребенок рассказывает о своих достоинствах и отношении к себе. За что он себя любит, о своих личных достижениях в спорте. Надо освободить себя и своих подопечных от зажатости, закрепощенности, но не путать эти термины с развязностью и хамством.

Чтобы наладить отношения со значимым партнером, надо работать, прежде всего, над собой. Для этого надо дать отчет о своих трудностях, отнести трудности на свой счет и на счет других, разработать план для их преодоления.

Структура профессионального общения в прикладном построение и управлении коллективом.

Структура педагогического общения делится натри стадии -первая - коммуникативная - передача информации; вторая - установление сотрудничества между спортсменами. Общение поддерживается объективной зависимостью его участников, их взаимозависимость; третья - перцептивное восприятие человека человеком. Оно определяется социальными эталонами, в которых воспитывается ученик. На занятиях тренеру нельзя скопом предъявлять претензии спортсменам. Надо оценить их деятельность, а не личностные качества. С точки зрения гуманистической психологии педагогического общения рассматривается как система взаимо -активных отношений между тренером и спортсменом. Обучение эффективно только тогда, когда оно строится с учетом внутренних законов психологии (целей, потребностей, интересов, смысла деятельности, эмоциональных состояний) спортсмена.

Нельзя губить эмоциональную активность. Нельзя лишать спортсмена эмоций. Надо всегда давать возможность высказаться, само проявиться.

Инновационная педагогика - это такое обучение и такое использование средств, которые позволяют выполнять поставленные задачи гуманным путем. Личность проявляется в деятельности. Спортсмен никогда не должен чувствовать себя только объектом воспитания. Обучение должно сводится к созданию условий, а все остальное сделает сам спортсмен.

Спортивная команда - это группа людей, объединенных общей целью, совместной деятельностью, имеющая собственную организацию и управление. Что нужно, чтобы она заработала и зажила как команда и содружество личностей? Как минимум следующее:

а) тренеру надо поставить цель;

б) надо раскрыть команде эту цель так, чтобы все спортсмены понимали ее одинаково;

в) создать условия для совместной деятельности тренирующихся. Надо стараться, чтобы спортсмены на тренировках, выполняли совместную работу, сотрудничали, а не соперничали друг с другом.

Как известно, перед тренером стоят сложные задачи, связанные с тренировочным и соревновательным периодом. К чему здесь надо стремится, что обеспечивать? Прежде всего:

1. самосовершенствование и саморазвитие занимающихся не только в межличностных отношениях, но и в деловых;

2. распространение деятельности спортсменов на время после тренировки;

3. постоянное укрепление деловых отношений в команде.

Устранение и серьезных и пустяковых проблем в команде зависит от того, известны ли тренеру подходящие алгоритмы их решения. Если да - значит половина дела уже сделана.

Конфликты в спортивном коллективе.

Уменьшение количества конфликтных ситуаций - серьезная практическая проблема, стоящая как перед руководителями детских спортивных учреждений, так и перед тренерами спортивных коллективов.

Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая следующее:

противоречие позиции сторон, по какому - либо поводу; противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах; несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов;

Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъект возможного конфликта и его объект. Однако, чтобы конфликт развивался, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает ущемлять интересы другой. Готовность к разрешению конфликта - один из ключевых факторов, определяющих его исход. Фактически в некоторых случаях уже одного этого достаточно. Вместе с тем эта готовность достигается непросто, и вызывать ее у других также не легко.

Важным качеством при общении является способность человека встать на позицию партнера. При ролевом общении (руководитель - подчиненный, тренер -спортсмен) принятие позиции и роли другого означает одновременно более точное его понимание, что облегчает общение. Культура педагогического общения предполагает необходимость знания особенностей характера, ценностных ориентации и потребностей людей. Эти знания крайне нужны тренеру и руководителю для принятия решений, осуществления контроля и т.д. Здесь недостаточно одной общей культуры и профессионализма в области физической культуры и спорта, возникает потребность в специальных психологических и социально - педагогических знаниях. Польский ученый Мелибруда писал, что большинство трудностей, проблем и конфликтов между воспитателем и учеником не могут быть разрешены с помощью уголовного кодекса или дисциплинарных взысканий. Они могут быть разрешены преподавателем лишь в процессе повседневного общения с детьми. Но для решения проблем, возникающих в ходе общения, нужны знания о том, как правильно общаться.

Практика показывает, что конфликты в спортивной школе обычно вызываются следующими причинами:

во - первых, недостатками, связанными с организацией труда, неполным и неправильным использованием моральных и материальных стимулов и т.д.

во - вторых, недоработками в сфере спортивной деятельности, подбора и расстановки кадров в соответствие с квалификацией и психологическими особенностями; неправильным стилем руководства, проявлением администрирования и др.

в - третьих, трудностями и напряженностью, связанными с межличностными отношениями внутри спортивного коллектива. При проведении беседы по разбору конфликта в спортивной школе необходимо:

проанализировать и довести до сознания каждого из участников конфликта причины его возникновения;

выявить его возможные последствия для выполнения коллективом поставленных задач и качества межличностных отношений;

обосновать выводы, вытекающие из условий возникновения конфликта, и его возможные последствия и предъявить их в качестве контролируемых требований к поведению всех участвующих в нем;

нейтрализовать антагонистический эмоциональный настрой противников, подчеркнув совместные цели спортивного коллектива, и принять решение о дальнейшей деятельности;

объективно оценить поведение виновников конфликта и реакцию окружающих.

При подготовки к беседе исходите из того, что участники конфликта зачастую односторонне выражают свои оценки (иногда слишком эмоционально и неэффективно). Перед беседой необходимо уяснить для себя следующие вопросы:

а) в чем заключается существо конфликта, как он проявляется в спортивной деятельности?

б) кто участвует в конфликте, как следует оценить его участие?

в) как влияет конфликт на выполнение коллективом спортивно - воспитательных задач, как можно избежать других негативных явлений?

Чтобы беседа по разбору конфликта протекала в деловой атмосфере, приводим примерный план ее построения:

дайте вашу оценку сложившейся ситуации, но только после выяснения истинного положения вещей с помощью конструктивных вопросов:

объясните участникам конфликта внутреннюю логику развития конфликтных ситуаций;

особо подчеркните, какие последствия может иметь конфликт для выполнения спортивным коллективом поставленных перед ними задач;

предоставьте всем участникам конфликта возможность изложить свою точку зрения о путях разрешения конфликтной ситуации;

соответственно оцените усилия партнеров и примите их за основу для дальнейшей разработки проблемы;

по возможности исключите различные подтасовки, недооценки, отклонения от темы, голословные утверждения с помощью контраргументов или отметьте, насколько это мешает решению проблемы;

подчеркнуто объективно и по-деловому аргументируйте все ваши решения. Если партнеры высказывают спорные суждения, уточните, в чем они видят конкретные возможности для решения конфликта, пусть они почувствуют свою ответственность за ситуацию в коллективе.

При принятии решений учитывайте соответствующие предложения участников, конструктивно и критически разбирайте изложенные позиции, четко и недвусмысленно обрисуйте пути и условия разрешения конфликта, а также требования, предъявляемые к поведению членов коллектива, и, прежде всего к виновникам конфликта.

Чем убедительнее вы обоснуете свою позицию по отношению к виновникам конфликта (после доходчивого изложения причин и следствий, условий и следствий, цели и образа действия при разрешении конфликтной ситуации), тем в большей степени это будет способствовать стабилизации отношений в коллективе и меж коллективного профессионального общения.

Доказывайте несовместимость с целями коллектива неоправданных требований, нереальных ожиданий, узковедомственных эгоистических интересов, аморальных мотивов социального поведения.

Литература:

1. Попов.А.Л. Спортивная психология.- М., Московский психолого-социальный институт. Изд. “Флинта”,1999.

2. Психология спорта высших достижений/ Под. Ред. А.В. Радионова. –М.: ФиС, 1979.

Расписание занятий | Графики учебного процесса    

Copyright (c) 2004 - 2006, MGAFK all right reserved.
Design "Art of 

Категория: Полезные статьи | Добавил: iVaN (14.04.2014)
Просмотров: 1150 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Российское дзюдо
  • ФАРР России
  • Союз тхэквондо России
  • Спортивные школы г.Самара
  • Дзюдо63